Парусная Академия, обучение яхтингу, лого

Курсы и ветер

Курсы и ветер

ЛОВИМ ВЕТЕР, ВИДИМ ВЕТЕР, ЖДЕМ ВЕТЕР

Как поставить парус к ветру? С какой стороны он дует? И как яхта может двигаться против ветра?! Подобные вопросы задают люди, не посвященные в парусный спорт или впервые оказавшиеся на яхте. Давайте разберемся в этих хитростях, являющихся азами яхтинга и парусного спорта.

Истинный и кажущийся ветер

«Ветер северо-западный, два-три метра в секунду» слышим мы, за утренней чашкой кофе прогноз погоды на день. Нам говорят про обычные атмосферные потоки воздуха или истинный ветер. Что в общем-то строго физическое явление. Движение воздушных масс относительно неподвижных объектов, вроде берега, построек и стоящих на берегу яхт. Прослушанный прогноз метеорологов озвучивает как раз силу (и скорость) этого ветра.
Кажущийся ветер явление, как раз наоборот, чисто субъективное.Яхта при движении под парусами использует иной ветер, совсем не тот, что качает деревья на берегу. Выйдя из гавани, яхта ставит паруса и идет против ветра - острым курсом. Она встречает ветер практически в нос, и нам кажется, что дует достаточно сильно. Но вот яхта уваливается и начинает движение по ветру - полным курсом. Теперь ощущение такое, что ветер стих. Но ничего подобного не произошло, просто скорости и направления ветра и яхты сложились и одна компенсирует другую. Это и есть кажущийся ветер – ветер который использует яхта, и который чувствуете вы, а не тот, что дует на самом деле.

В парусной терминологии – такой ветер называют «вымпельным». Вычислить его просто: можно замерить его на движущейся яхте - сложение или разность истинного ветра и скорости яхты (движение все тех же воздушных масс относительно яхты).
Итак, яхтсмен на идущей по волнам яхте – всегда имеет дело с вымпельным ветром, к нему он ставит паруса. А дует кажущийся ветер немного острее.

Как только яхта остановиться без движения - ветер становится истинным, его направление и сила будут точно как в прогнозе с утра.
(рис 1.) при увеличении скорости яхты угол, под которым приходит к ней вымпельный ветер уменьшается.

Истинный и кажущийся ветер
(Рис 1.)

Просто запомнить:

  • на острых курсах скорость вымпельного ветра превышает скорость истинного.
  • на полных скорость вымпельного становиться меньше истинного.
  • чем сильнее ветер, тем больше собственная скорость яхты, и тем острее приходит к ней вымпельный ветер.
  • на острых курсах скорость вымпельного ветра превышает скорость истинного.
  • на полных курсах скорость вымпельного ветра меньше скорости истинного.
  • яхта идущая очень остро двигается почти навстречу вымпельному ветру (скорость ее не максимальна). И, наоборот, на полных курсах яхта «убегает» от него: чем быстрее она это делает, тем слабее, кажется вымпельный ветер.
  • наибольшая скорость достигается при движении в бакштаг и галфвинд - в полветра. В этом случае вымпельный ветер дует чуть с кормы или в бок к яхте.

Увидеть направление ветра помогают:
- флюгарка (специальный флажок)
- вымпелы, флаги и другие развивающиеся полотна, в том числе и паруса.
- колдунчики (тонкая лента легкой ткани или нити, приспособленная на вантах)
- рябь на воде (ветер гонит небольшую волну на водной поверхности)
- деревья
- дым из труб на берегах и проходящих мимо судах

Каким курсом идем, капитан?!

Курс относительно ветра
(Рис 2.)

Курсов относительно ветра не много. Против ветра основные это галсы - правый и левый. Стоя к носу яхты лицом (так как яхта управляется), нетрудно сообразить: тот борт, что у вас по правую руку – правый. И, наоборот, по левую руку – левый. Аналогично повторяют этот принцип и названия галсов. Рука ближайшая к борту (правая или левая), обычно ей мы держим шкоты, поможет определить каким галсом мы идем.

Просто запомнить: если гик лежит на правом борту – это левый галс. Если гик на левом борту – это правый галс.

Зачем это нужно?! На любой акватории встретившись нос к носу с другой яхтой вы сможете без паники определить, кто из вас должен уступать дорогу. Главнейшее правило расхождения: яхта на правом галсе имеет право дороги, и яхта на левом галсе должна ей уступать. Элементарно.

Звучит команда рулевого: «открениваем, все наветер!» В переводе на нормальный русский язык это значит: «команде надо быстро переместиться на наветренный борт и давить на него всем весом тел членов экипажа». А где этот наветренный борт?! Наветренный борт – это тот борт, в который дует ветер. Он находится как бы на ветру, ближе к той стороне, откуда дует ветер.
Раз существует наветренный – значит должен быть и подветренный. И он точно противоположный наветренному. Паруса, стоящие в рабочем положении всегда находятся именно здесь – над подветренным бортом. Без достаточной силы ветра, чтобы паруса все же правильно стояли, хотя бы и под собственной тяжестью, надо поработать с креном. Тут рулевой скомандует: «крен на подветер».

Еще одна странная фраза: «быть на ветру»… Представим, две яхты идут параллельными курсами вдоль берега, откуда дует ветер. Та, что находится ближе к ветру (и к берегу) – будет наветренной по отношению к соседке (рис 3). В парусном спорте – быть на ветру – выгодная позиция: ветер чище, и предоставляется большая свобода для маневра.

Наветренная яхта, подветренная яхта
(Рис 3.)

Просто запомнить: На ветру – это та сторона, откуда дует ветер, будь то яхта, борт, берег.

Фордевинд или галфвинд

Яхты ходят всегда относительно вымпельного ветра. Курсами с весьма странными названиями. В них также стоит разобраться:

Противный – положение яхты строго против ветра. Нос яхты развернут смотрит прямо против него. При этом говорится, что яхта находится в левентике: то есть ее паруса не работают, а полощут на ветру. Это не рабочее состояние парусов.

Бейдевинд – острый к ветру курс, имеющий достаточный диапазон: он сам может быть острым и полным, то есть между носом яхты и направлением вымпельного ветра есть угол: от острого до более полного.

Галфвинд – относится к полным курсам, хотя скорее промежуточный между острым и полным. В полветра – его самое точное название. Ветер дует ровно попрек яхты, почти под прямым углом к ее наветренному борту (строго говоря, к ее диаметральной плоскости).

Бакштаг – полный курс, ветер дует немного с кормы.

Просто запомнить: Наивысшую скорость яхта развивает в полный галфвинд – острый бакштаг.

Фордевинд – дует ветер ровно в корму, его еще называют попутным курсом.

Прямо против ветра яхта действительно не ходит. В этом случае она вынуждена - лавироваться, то есть ходить острыми курсами, меняя при повороте правый галс на левый и наоборот. Получается зигзагообразное движение яхты против ветра. (Рис 4.)

Фордевинд,  Галфвинд, Противный, Бейдевинд, Бакштаг
(Рис 4.)

Здесь важно держать лодку на курсе, для этого рулевой применяет приведение к ветру и уваливание. Представим, что яхта выходит из марины с попутным ветром, дующим все же не точно корму, а немного с боку, т.е. в бакштаг. Паруса на левом борту, ветер дует справа, яхта идет правым галсом. Рулевой слегка перекладывает руль направо – на ветер, т.е. приводится. Паруса сразу провисают, их надо подобрать шкотом – яхта вновь набирает ход. Ветер дует прямо в борт – яхта идет все тем же правым галсом, но уже в галфвинд. Еще немного приведясь на ветер и выбрав шкоты – увеличивается крен. Это бейдевинд, самый острый курс. С него можно также быстро и плавно увалиться (переложить руль на подветер) до полного фордевинда.

Повороты на яхте

Контакты

контакты парусной академии

Телефон: +7 (495) 506 83 30             

E-mail: 5068330@gmail.com
info@yachtingacademy.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, подъезд 3, вход 4,  3 этаж, офис 312 А,B,C,D

Время работы:Понедельник-Пятница, 09:00 - 23:00

Офис в Яхт-клубе: Яхт-клуб "Орешка", МО, Мытищинский р-н, дер. Болтино, Ореховая ул.

Время работы:  Понедельник-Пятница индивидуальный график и по расписанию занятий; в выходные с 9:00 до 21:00


IYT Bareboat Skipper

Чартерный капитан: шкипер IYT Bareboat skipper морской крейсерской яхты

Match racing club tour

Match racing club tour

Права ГИМС

Обучение на права ГИМС

Рулевой парусной яхты

Рулевой

Moscow Sailing Academy

IYT Moscow Sailing Academy

Рулевой дневного плавания

Курс: яхтенный рулевой дневного плавания

Детская парусная школа

Детская парусная школа

Поиск по сайту:


Клуб Матчевых Гонок

Клуб матчевых гонок

Организация и проведение Корпоративных регат

Лучшая организация и проведение Корпоративных регат

Мы на Фейсбук


Партнер NEOCOM

Компания NeoCommunication - Партнер Парусной Академии

Принимаем к оплате

Принимаем к оплате



контакты парусной академии