Парусная Академия, обучение яхтингу, лого

Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina


Маневры в стесненных условиях Средиземноморья

Обучение яхтингу / Полезное. А-Я / Маневры в стесненных условиях Средиземноморья

Маневры в стесненных условиях Средиземноморья

Много убытков и повреждений чартерным яхтам причиняют неудачные маневры при швартовке и отходе от причала. Но все же самые частые ошибки можно предотвратить – необходимы знания и практический опыт.

Нужно понимать, что речь идет о любимом хобби - ­парусных яхтах, которые ­требуют большого уважения и наибольшего ­внимания с нашей стороны. Как показал опрос новоиспеченных шкиперов, управление яхтой порой вызывает у людей заметные затруднения. ­У опрошенных нами шкиперов наибольший страх вызывали маневры при подходе и отходе от стоянки, особенно в сильный ветер. И вероятно, если вход в гавань не очень широкий, то даже у искушенного рулевого, даже при его сотом маневре подхода, сердцебиение будет учащаться.

При этом особенно мучаются с этим люди, берущие яхты в чартер. При отсутствии практики они часто допускают особенно грубые ошибки, - кроме того, они постоянно меняют типы и размеры яхт. Добавьте к этому тот факт, что линейки чартерных яхт постоянно обновляются большими по величине лодками. За десятилетие длина их корпусов выросла примерно на 3 фута, притом что численность экипажа остается той же самой: выигранные объемы повышают обитаемость. Тем не менее марины в размерах не растут, проходы между бонами автоматически становятся уже, пространство для маневра убавляется. Дополнительно растут масса и инерция яхт, а их высокий надводный борт и U-образные обводы усиливают снос при боковом ветре.

Кроме того, на основной акватории чартера - Средиземном море - отсутствует важный вспомогательный элемент причалов: палы. На севере неудачный причальный маневр ­может быть в большинстве случаев предотвращен благодаря тому,­ что ­яхта вначале швартуется к палу, после чего спокойно подтягивается к причалу. Благодаря использованию швартовных палов почти все поправимо. Но не так обстоит дело при швартовке к понтону или постановке на якорь.

Если отход от причала не заладится, то существует ­опасность навалить на чужие якорные цепи или швартовы и запутаться в них, после чего освобождение становится возможным лишь с чужой помощью. Чтобы этого не происходило, ­мы обрисовали самые важные ситуации и ­маневры на следующих страницах.

Швартовка задним ходом - это стандартный маневр ­в Средиземном море. Безразлично, будь то подход к мурингу или постановка на якорь, приемы швартовки на заднем ходу остаются одинаковыми, отличается только их скорость. Если в наличии имеются швартовные буи, то почти безразлично, с какого ­направления к ним подходить. Или, иначе выражаясь, буи позволяют удобно подходить к ним с учетом всех внешних обстоятельств. Это значит следующее: при подходе к бую нужно иметь достаточное пространство для маневра, учитывать направление и силу ветра и течения, ­а также эффект гребного винта. Причем последний на яхтах с приводами типа Saildrive сегодня в большинстве случаев малозаметен.

Швартовка кормой к причалу с предварительной отдачей якоря едва ли отличается по последовательности действий.

Так как эти приемы швартовки стереотипны, имеет смысл вызубрить их наизусть по учебнику. В пошаговом руководстве мы описываем базовые действия для экипажа из трех человек. Большего количества для швартовки не требуется, нормально можно ошвартоваться даже вдвоем при наличии хорошей согласованности в действиях. Но у экипажа из трех человек ­самый опытный моряк на борту может постоянно находиться за штурвалом, контролируя действия остальных. Остальные могут заняться работой со швартовами.

Определяем скорость швартовки

Где сказано, что маневры должны быть элегантны? Главное, чтобы своя и соседние яхты остались невредимыми. Можно маневрировать с большой скоростью, избегая сноса ветром и течением. Тем не менее есть опасность: больше скорость -- больше и повреждения в случае удара. Разумнее двигаться медленно, аккуратно работая на швартовах. Согласно этому основному принципу и даются нижеследующие указания

Швартовка носовым концом

Яхта, подгоняемая попутным ветром, подходит к месту стоянки. В этом случае, однако, поворот будет выполнен по большему, чем обычно, радиусу. Лучше подходить к стояночному месту против ветра. Важно быстро зафиксировать яхту при помощи носового конца.

Швартовка задним ходом

Движение задним ходом под прямым углом к стояночному месту предпочтительно в том случае, если в распоряжении шкипера имеется ограниченное пространство для маневра, как, например, в тесных гаванях, где нет места для разворотов. Кроме того, этот вариант подходит при ветре, дующем под прямым углом к причалу, поскольку в таком случае яхта остается маневренной вопреки своей незначительной скорости­. Тем не менее требуется большая осторожность при проходе мимо носовых концов других лодок, особенно при навальном ветре. ­Если эти концы идут очень полого, за них может зацепиться киль или руль. Тот, кто не уверен в наиболее подходящем моменте для начала поворота к бону, ­может воспользоваться общим правилом: резко дать руля на поворот нужно в тот момент, когда собственная корма проходит мимо носовой части последней перед выбранным стояночным местом яхты.

Движение задним ходом прямо к месту стоянки идеально при ­спокойной погоде. При медленном движении ­у шкипера есть достаточно времени выравнивать направление движения яхты. Кроме того, это правильный вариант при отжимном ветре. Два указания: при взятии в руки носового швартова нужно соблюдать осторожность и быть в перчатках, поскольку швартовы часто бывают грязными. Не стоит также швартоваться, находясь уже в береговой одежде. Кроме того, ходовые концы кормовых швартовов на ночь должны быть заведены серьгой.

Бетон вместо якорей

Мурингом («мертвяком» в отечественной терминологии) часто называют швартовое устройство, к которому яхта может пришвартоваться без отдачи собственного якоря. Для этого применяются буи или бочки, установленные на мертвый якорь. Муринги в гаванях представляют собой большой бетонный блок (собственно мертвяк) с рымом (A). На него заведены цепь (B), швартовный конец (C), а также довольно часто - очень тонкий проводник (D), служащий для того, чтобы поймать и взять на борт швартов (он крепится на пирсе).

1 Шкипер останавливает яхту, матрос сходит на берег с наветренным кормовым швартовом и крепит его

2 Как только кормовой конец будет заведен, рулевому следует немного подать яхту вперед, чтобы избежать навала на причал

3 Из-за натяжения кормового конца нос яхты слегка поворачивается на ветер, положенный в противоположном направлении швартов поддерживает это движение

4 Береговой матрос поднимает носовой швартов за проводник из воды ­

5 Матрос на носу яхты принимает носовой швартов и перебирает его, проходя на нос яхты, - часто это довольно грязная работа (используйте багор и перчатки)

6 Матрос выбирает носовой швартов втугую со всей возможной силой

7 Носовой конец закрепляется так быстро, как только возможно, при этом при боковом ветре или на порывах могут требоваться очень большие усилия

8 Закрепленный носовой конец проводят через клюзы и сбрасывают за борт

9 Задним ходом шкипер подтягивает яхту к причалу, дополнительно добирая носовой конец. Заводится подветренный кормовой конец, ненужная слабина кормовых концов выбирается

Если яхта ошвартована у причала, шаги 1, 2 и 6 со стр. 31 следует повторить для надежной стоянки судна. При этом подбирается якорная цепь, но так, чтобы якорь не вырвало из грунта. Электролебедка и дистанционное управление ею облегчают работу с якорем.

Швартовка задним ходом с отдачей якоря

В отличие от швартовки на муринги в случае швартовки с отдачей собственного якоря место для возможного маневра сильно ограничивается. В распоряжении рулевого находится только узкое пространство, так как собственная якорная цепь не должна лежать поверх соседних. Кроме того, движение задним ходом в большинстве случаев придется начинать раньше, чтобы успеть вытравить якорную цепь на необходимую глубину. Поэтому при таком способе швартовки особенно важной становится хорошая согласованность членами экипажа всех действий между собой. Общим правилом для длины вытравливаемых якорных цепей является следующее: цепь должна быть вытравлена не менее чем на 5 глубин или на 3 длины яхты. При отдаче якоря можно стравить его почти до самой воды, оставив в поле зрения и убедившись, что он не может отдаться самопроизвольно. Для коммуникации носовой матрос и шкипер должны договориться о подаваемых руками сигналах. Это профессиональнее и ­надежнее, особенно в шумной гавани­. Таким образом, вращающийся указательный палец шкипер может означать команду «Якорь пошел!», а сжатый кулак - команду «Стоп».

По команде шкипера носовой матрос быстро вытравливает якорь вплоть до касания грунта, вручную контролируя скорость отдачи якорного конца посредством тормоза на шпиле. Отдача якоря электролебедкой в большинстве случаев продолжается слишком долго, и яхта может слишком далеко уйти за это время. Во время движения к месту стоянки носовой матрос продолжает травить якорный конец все дальше, но так, чтобы цепь постоянно находилась в слегка натянутом состоянии. Она ни в коем случае не должна свободно падать за борт, собираясь в кучу.

За несколько метров до подхода к причалу отдачу якорь-цепи следует слегка притормаживать, чтобы якорь начал зарываться в грунт. При этом тем не менее яхта не должна полностью останавливаться. Как только кормовой швартов с наветренной стороны будет принят и закреплен, шкипер снова сдает вперед по крайней мере на половину длины лодки,­ цепь слегка подбирается лебедкой, после чего задним ходом вновь добиваются того, чтобы якорь надежнее засел. После этого заводят второй кормовой швартов и окончательно крепят и обтягивают все концы.

Если яхта снабжена винтом, установленном на валу, то при трогании с места задним ходом она приобретает сильный реактивный момент, который должен быть учтен при маневре. Винт левого вращения при трогании с места поставил бы яхту, находящуюся в позиции A, в позицию B. Если бы маневр был начат, когда яхта находилась в позиции В, то яхта переместилась бы в положение C. Начальную позицию B можно рекомендовать при боковом ветре и наличии реактивного момента,­ позициию C - при боковом ветре и отсутствии реактивного момента (на яхтах с приводом типа Saildrive).

Правильная позиция

Движение задним ходом при управлении штурвалом несколько специфично. Тот, кто остается в привычном положении лицом к носу судна, должен перестраиваться: в этом случае управление наоборот - слева становится справа и справа - слева. Проще, может быть, развернуть тело.

Управление, глядя через плечо
Неудобное положение, - кроме того, привычные команды могут путаться. Это часто трудно для неопытных шкиперов

Перед штурвалом
Хорошая позиция для тех шкиперов, у которых ­есть проблемы с движением задним ходом. Повороты происходят в тех же ­направлениях, что и при движении вперед

Штурвал за спиной
Также практичный вариант, позволяющий избегать ошибки в направлении маневра при движении задним ходом. Разумеется, позиция не вполне удобна для шкипера

Высвобождение якоря

В больших гаванях не редкость, что собственный якорь зацепляется за чужую цепь. Если она очень тяжелая или туго выбранная, освободить собственный якорь может оказаться затруднительным. Чтобы избежать этого, к якорю может быть привязан томбуй. Его длина должна составлять по меньшей мере одну глубину на месте стоянки плюс высота надводного борта. С помощью линя томбуя якорь может быть легко освобожден. Если томбуя нет в наличии, то используют следующий метод.

Якорь выбирают до тех пор, пока чужая цепь не появляется в пределах досягаемости. В самом крайнем случае к ней ныряют. Вокруг чужой цепи заводят швартов или мощный конец, который выбирают лебедкой. Освобождают собственный якорь от чужой цепи, затем освобождают саму цепь

Швартовка на муринги передним ходом

Не всегда к причалу подходят кормой вперед. Может потребоваться подойти и носом вперед. К примеру, если у рулевого нет уверенности, ­достаточно ли в гавани глубины для того, чтобы не повредить руль, двигаясь задним ходом­.

Отдельный случай - это развернутые к западу причалы и гавани, там попросту может возникнуть желание встать кормой к ­закату. Красивый закат куда лучше наблюдать из собственного кокпита, а не из берегового бара. Если носовая часть яхты очень высокая, а пристань, наоборот, низка, такая швартовка может вызвать затруднения. Тогда помощь при подходе и отходе необходима (как на Балтийском море, к примеру).

Следует соблюдать осторожность, швартуясь к низкой пристани, высота может быть опасной.

Указание дистанции до причала

Штурман может неверно оценить расстояние до низкого причала. Четкие знаки рукой, подаваемые носовым матросом, помогают ему прояснить обстановку. Гоночные яхты на линии старта тоже используют этот метод.

Каждый палец означает 1 м расстояния до пристани (плюс примерно полметра запаса)­. Отсчет должен начинаться не позднее чем за 3 м до причала, сжатый кулак означает необходимость остановиться. Необходимость коррекции курса обозначается вытянутой в нужном направлении рукой.

1 Яхта останавливается, сначала заводится короткий швартов с наветренной стороны, вытравливаясь на длину 1-1,5 м

2 Носовой матрос поднимает муринг, передавая его на борт. Яхта осторожно отходит чуть назад.

3 Муринг заводится и крепится на корме. Если есть второй короткий швартов, яхту можно поставить на шпрюйт

4 Заводится второй носовой швартов. Яхта теперь стоит уверенно и безопасно. Можно завести второй муринг, если он есть в наличии

5 Баковый матрос поднимает второй муринг на борт, его проводят на корму. За счет этого яхту не будет водить на швартовах

6 Шкипер чуть потравливает муринги, баковый матрос выбирает носовые концы втугую

Отчаливание без повреждений

Отход от бона довольно часто бывает затруднительным, порой он более труден, чем выход из бокса со стояночными палами. Последние при боковом ветре надежно удерживают яхту столь долго, как это требуется, предупреждая ее навал на соседнюю лодку. Хотя при снятии с якоря или буя является совершенно нормальной практикой продвигать яхту, одерживась за борта соседнего судна.

Никто не сердится на это. По меньшей мере, до тех пор, пока борта хорошо защищены кранцами, а экипаж дополнительно придерживает свою лодку. Однако только за нижние релинги, или борт соседней яхты, или за ее ванты, но никогда за сами стойки релинга, поскольку они могут быть легко вырваны из палубы. При отходе очень важно, чтобы рулевой подождал сигнала бакового матроса, что муринг опустился глубоко в воду, перед тем как давать ход. Иначе конец муринга намотается на винт. И еще указание: не забывайте «третий швартов» (электрический кабель)!

Стандартный отход

1 Оба кормовых конца заведены серьгой, яхта чуть подается вперед, что снимает нагрузку с муринга. Отдается подветренный швартов

2 Баковый матрос отдает муринг, рулевой слегка поворачивает руль под ветер

3 Как только муринг достаточно погрузится в воду, рулевой задает яхте ход. Одновременно с этим отдается второй кормовой швартов

Отход передним ходом с использованием носового шпринга

1 Этот маневр существенно снижает риск повредить подветренную яхту при сильном боковом ветре. Для этого сначала заводят серьгой носовой шпринг на бак наветренного соседа, после чего отдается муринг. После чего отдают подветренный кормовой швартов и медленно травят наветренный на малом ходу вперед

2 После прохода половины длины соседней лодки начинают плавно потравливать носовой конец. Потом его отдают и резко задают яхте ход вперед. Этот маневр более подробно описан на следующей странице для несколько иной ситуации

Отход задним ходом с использованием кормового шпринга

1 Отход задним ходом при боковом ветре не столь проблематичен, так как нос выходит на ветер сильнее, чем корма. ­Однако для лучшего контроля следует прибегать к использованию кормового шпринга. Его действие заметно слабее, чем в случае носового шпринга, поскольку угол между тягой винта и направлением тяги шпринга менее благоприятен. Порядок действий в вышеупомянутом примере отличается: завести шпринг, отдать подветренный кормовой, отдать муринг, дать задний ход, потравливать наветренный кормовой швартов, потравливать шпринг, отдать кормовой конец.

2 Особое внимание при этом следует уделить мурингу наветренного соседа. Лучше всего выйти подальше из бокса, прежде чем отдать шпринг и начать поворот. Если корма ушла достаточно далеко, можно задавать яхте ход и ложиться на нужный курс.

Поворот на носовом шпринге

В тесных средиземноморских маринах (как на фотографии) проходы уже столь узки, что они меньше длины стоящих яхт. ­Нормальный отход на переднем ходу в этом случае невозможен. Прежде чем корма выйдет на чистую воду, ­носовая часть уже наедет на противоположную лодку. Даже отход с использованием носового подруливающего устройства может быть проблематичным, если господствует сильный боковой ветер, против которого носовое подруливающее устройство порой бессильно. В этой ситуации использование шпринга имеет свои преимущества. При этом яхта будет поворачиваться непосредственно вокруг носа своей соседки. ­Само собой разумеется, что предварительно следует поинтересоваться разрешением ее владельца на этот счет, если он на борту. Часто он даже будет готов помочь, так что можно будет не заводить шпринг серьгой -- его отдаст владелец соседней яхты.

1 Яхта стоит носом на муринге и двух кормовых швартовах. Оба они заведены серьгой, причем наветренный заведен на подветренную утку, чтобы помочь из кокпита контролировать снос кормы. Подветренный остается на своем месте, удерживая яхту. Дополнительно вокруг носовой утки соседней яхты серьгой заводится дополнительный шпринг. Он должен иметь по меньшей мере две длины яхты и не быть слишком толстым. Кроме того, он должен быть мягким и не склонным к образованию узлов, чтобы легко вытравливаться. Геннакер-шкот очень хорошо подходит для этой цели.

2 Когда все находятся на борту, в первую очередь отдается подветренный кормовой швартов. Муринг начинает отводить яхту от причала, нос слегка выходит на ветер. Теперь рулевой дает команду к отдаче муринга, после чего дает ход вперед. При этом кормовой швартов с наветренной стороны постепенно травится. Баковый матрос ­одновременно травит шпринг. После немногих пройденных метров кормовой швартов перестает удерживать корму яхты от сноса под ветер. Тогда швартов отдается, теперь важны хорошие кранцы и одерживание яхты от удара о корму соседней лодки. Это можно обеспечить, например, легким веслом или багром.

3 Теперь поворот яхты контролируется только шпрингом и работой двигателя. Все внимание следует уделить носовой части соседней яхты! Размещенные на баке якоря в этих ситуациях легко наносят повреждения другим яхтам, а также охотно цепляются за релинги.

4 Как только нос яхты повернется в направлении чистой воды, шпринг можно отдать и задать ход вперед

Выход зигзагом

Этот вариант также очень хорошо подходит для выхода из тесных боксов. Особенно если на соседние яхты нельзя или невозможно завести какие-нибудь концы или запрещено протягиваться по их бортам (что хоть и редко, но бывает). Также конструкция самой соседской лодки может мешать тому, чтобы поворачиваться вокруг ее носовой части, например, при сильно выступающем вперед бушприте.

Выход из бокса кормой вперед против ветра имеет, однако, очевидное преимущество перед движением передним ходом: так как носовая часть судна современных яхт сносится под ветер быстрее, чем корма, то яхта напоминает флюгер, обращенный кормой к ветру. Тем не менее такой отход подходит только для тесных стоянок, как на рисунке, поскольку там муринги уходят под воду очень круто. В противном случае киль яхты мог бы зацепиться за чужой муринг.

1 Подветренный кормовой швартов, наветренный заведен серьгой. Баковый матрос отдает муринг

2 На малых оборотах рулевой начинает движение вперед. Чтобы она не навалилась на подветренного соседа, следует переложить руль под ветер и придерживать наветренный швартов. За счет возникающего на широкой корме рычага яхта поворачивается на ветер. Как только носовая часть подветренного соседа окажется на миделе, можно отдавать кормовой швартов

3 Теперь яхта двигается под ветер -- нужно позаботиться о кранцах на носу и одерживать яхту, обращая внимание на прохождение над чужими мурингами. Ветер поворачивает носовую часть яхты под ветер

4 Если яхта полностью развернулась под ветер, ей задают задний ход. Здесь важна быстрота, чтобы меньше времени находиться без хода и возможности маневрировать.


Контакты

контакты парусной академии

Телефон: +7 (495) 946 83 30             

E-mail: 5068330@gmail.com
info@yachtingacademy.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, подъезд 3, вход 4,  3 этаж, офис 312 А,B,C,D

Время работы:Понедельник-Пятница, 09:00 - 23:00

Офис в Яхт-клубе: Яхт-клуб "Орешка", МО, Мытищинский р-н, дер. Болтино, Ореховая ул.

Время работы:  Понедельник-Пятница индивидуальный график и по расписанию занятий; в выходные с 9:00 до 21:00


IYT Bareboat Skipper

Чартерный капитан: шкипер IYT Bareboat skipper морской крейсерской яхты

Match racing club tour

Match racing club tour

Рулевой парусной яхты

Рулевой

Moscow Sailing Academy

IYT Moscow Sailing Academy

Рулевой дневного плавания

Курс: яхтенный рулевой дневного плавания

Детская парусная школа

Детская парусная школа

Поиск по сайту:


Клуб Матчевых Гонок

Клуб матчевых гонок

Организация и проведение Корпоративных регат

Лучшая организация и проведение Корпоративных регат

Мы на Фейсбук


Партнер NEOCOM

Компания NeoCommunication - Партнер Парусной Академии

Принимаем к оплате

Принимаем к оплате



Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina