Парусная Академия, обучение яхтингу, лого

Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.com

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina


Советы и рекомендации для семейных экипажей

Практическое пособие для малых и семейных экипажей

Очень часто яхты уходят в плавание с небольшими или неполными экипажами. Руководить командой в этом случае меньше, а дел столько же: нужно выполнять те же маневры, вести те же судовые работы, что и полный экипаж. Звучит на первый взгляд сурово, но все не так уж и страшно. Если лодка и экипаж достаточно подготовлены...

Опыт говорит, что вдвоем плавать и отдыхать веселее. Великолепный заход солнца, опьяняющий воздух, освежающий вечер в идиллической бухте или пойманная вкусная треска - всеми этими прелестями в полной мере наслаждаешься только тогда, когда можно поделиться с кем-то эмоциями. Все чаще в дальние плавания уходят семейные пары. И даже если на борту есть дети или друзья, активное участие в управлении яхтой принимает лишь ограниченное число людей. Сегодня небольшой экипаж - скорее правило, чем исключение.

Даже Atlantic Rally for Cruisers (ARC) имеет в программе отдельный зачет для экипажей, состоящих из семейной пары.

обучение яхтингу, пособие для малых и семейных экипажей

Роли новые, уровень подготовки - прежний

Для небольшого экипажа очень важно, чтобы все его члены были способны управлять яхтой примерно на одном уровне. Это возможно лишь тогда, когда вся команда серьезно обучается и тщательно готовится к плаванию. Подготовка важна как при выполнении самых простых маневров, так и во время действий по команде «Человек за бортом».

Во время учебного процесса самый опытный человек на борту яхты определяет «слабые места», выявляет главные недостатки практической подготовки менее опытных членов команды и устраняет их. Делает он это, разумеется, с надлежащей чуткостью.

Увы, очень часто пробелы в подготовке команды обнаруживаются лишь во время плавания, и тогда неудачный маневр приводит к поломке, после которой нередко следует скандал и громкий спор на публике. Шкипер переходит на повышенные тона, до предела затягивает гайки своих властных полномочий, а лучший (он же часто единственный) член его экипажа в отчаянии пытается хоть как-нибудь выполнить команды лидера. Как правило, причина таких сцен - традиционное распределение ролей у идущих под парусом супружеских пар, которое предусматривает для него позицию на руле, а для нее - работы на палубе. Сознательная перемена ролей в этом случае способна сотворить чудо.


Большие яхты и тесные гавани

Сложности малого экипажа в обращении с яхтой ни в коем случае не ограничиваются одними только проблемами во взаимоотношениях между членами экипажа, они имеют, конечно, и иные причины. Размеры яхт в последние годы значительно возросли. Спрос на большие яхты существенно не снизился даже в этом, кризисном, году. У верфей в портфолио появляются все более и более крупные суда: клиенты не хотят отказываться от увеличения размеров салонов и кают и связанного с этим комфорта. С возрастом это их желание становится все более выраженным.

Также многие начинающие яхтсмены, покупая свою первую яхту, выбирают лодку крупнее, чем нужно, базируясь на своем прежнем опыте, полученном главным образом во время редких выходов на чартерных яхтах.

А ведь на ограниченном пространстве яхтенной гавани большое судно должно управляться исключительно умело. В этом нет большой проблемы, если на борту имеется достаточное количество рук, готовых к активной работе, и людей, которые точно знают, что этими руками нужно делать. Чем меньше людей на борту, тем четче они должны действовать во время маневра. То, что яхтсмены-любители вынуждены маневрировать порой на грани фола, вполне понятно. Существуют рекомендации, способные помочь им.

Ситуацию часто осложняют владельцы марин, которые стремятся использовать их площади как можно более выгодно. Результат: много якорных мест, но стояночные боксы тесны, а проходы между ними узки. Остающееся для маневров пространство сокращается до необходимого минимума, в котором лишь опытные шкиперы ухитряются маневрировать без проблем. Если к этому добавляется свежий бриз неблагоприятного направления, то перепалка на борту почти неизбежна.

Нехватка свободного места в наиболее популярных гаванях в разгар сезона сегодня в порядке вещей. На Балтийском и Средиземном морях вход (выход) в популярные марины из-за обилия яхт становится затрудненным уже вскоре после полудня. Экипаж должен безукоризненно владеть судном, чтобы безаварийно ошвартоваться в битком набитой марине.

Тому, кто не уверен в себе, лучше планировать свой маршрут так, чтобы он пролегал в стороне от протоптанных дорожек, или выбрать для своего плавания мертвый сезон.


Технические трюки и специальные знания

Яхтенная индустрия уже много лет развивает технические средства, которые упрощают управление лодкой: закрутки для парусов, электрические якорные и шкотовые лебедки, автопилоты, которые могут держать курс даже лучше, чем опытные шкиперы, электронные средства навигации, повышающие безопасность морских путешествий. Также стоит отметить эффективные подруливающие устройства, с помощью которых яхта в гавани может выполнить любой пируэт даже в трудных погодных условиях, если размеры подрулек выбраны правильно (о том, какое именно дополнительное оборудование может сделать вашу яхту более пригодной для управления малым экипажем, мы приведем в будущем на нашем сайте).

Однако никакое самое утонченное и тщательно смонтированное оборудование пока не способно заменить хорошую морскую практику, равно как и компетенцию, разум и опыт. И это обстоятельство особенно существенно для маленьких команд, тем более что плавание вдвоем отчасти можно считать и одиночным плаванием. Ведь во время ночных вахт, например, на палубе находится только один член экипажа , а в плохую погоду напарник может слечь из-за морской болезни. По этой же причине даже многочисленные экипажи могут неожиданно превратиться в малочисленные. Оставшиеся в строю члены команды должны быть знакомы с особенностями экстремального плавания. Они могут понадобиться любому яхтсмену. В любое время.

Плавание вдвоем всегда требует навыков одиночного плавания

Синхронная работа рука об руку

При выполнении маневров под парусами все решает отточенная совместная работа. Маневры осуществимы лишь тогда, когда все на борту знают свои функции и умеют их выполнять.

Предпосылкой для удачного маневра является знание каждым участником своей функции и последовательности своих действий. Предстоящую настройку парусов или какой-то другой маневр лучше обсудить дважды подробно, чем несколько раз вскользь. Безупречное обращение с яхтой возможно только тогда, когда все на борту понимают свои действия. И нельзя особенно доверять малоопытному матросу -- даже если в последний раз у него все получилось правильно.

При этом надежное средство сохранения нормальной атмосферы среди членов экипажа - это опережающее признание шкипером своей вины: если что-то пойдет не так, то причина этого - в моем неверном планировании. Кстати, часто это соответствует истине: многие ошибки вызваны именно неточно сформулированными и неверно понятыми указаниями.

обучение яхтингу , в парусной академии

Постановка парусов: легко и осторожно

Для постановки парусов необходима определенная физическая сила. Однако недостаток в мышечной массе у членов экипажа может быть смягчен благоразумной подготовкой, которая должна начаться еще на суше. Тщательная обработка всех блоков и роульсов масляным спреем часто оказывает чудесное воздействие. Необходимо убедиться, что клавишные стопора(ы?) открываются полностью, иначе они создают излишне большое трение.

Наиболее эффективно можно сэкономить усилия, если выбирать фалы непосредственно у мачты. Там матрос может выбирать фал руками, используя вес своего тела, в то время как рулевой помогает ему на лебедке. Матрос переходит на корму и добивает фал лебедкой только в том случае, если выбрать руками уже ничего не удается.

Рулевой и матрос должны работать согласованно, в противном случае на фале между руками матроса и лебедкой может появиться множество калышек, которые помешают фалу лечь на барабан лебедки ровно или позднее не позволят свободно отдать фал. Это одна из самых характерных проблем, возникающих при постановке парусов.

Один из базовых принципов постановки парусов заключается в том, что перед ее началом все свободные снасти должны быть выбраны и (или) закреплены. Прежде всего, это относится к системе Lazyjack. Даже если рулевой перед постановкой выправляет яхту точно в левентик, уже при легком ветре грот при постановке начинает жить своей жизнью, цепляясь латами за снасти Lazyjacks. Поэтому последние следует закрепить так, чтобы они не мешали подъему грота.


Уборка паруса: внимание и контроль

При уборке парусов система Lazyjacks является хорошим подспорьем: достаточно отдать фал - и вот уже грот опущен на гик и усмирен. Недостаток системы: грот, опускаясь, складывается беспорядочно и создает тем самым большое аэродинамическое сопротивление. Контроль за спуском и укладкой паруса поможет избежать этого.

Для начала ходовой конец фала расправляется и свободно укладывается в кокпит. На лебедке остаются лишь один-два витка фала. Тогда рулевой берет в свои руки ходовой конец, матрос отдает стопор перед лебедкой и идет к мачте. Шкипер, удерживая яхту в левентике, медленно отдает фал, так что матрос попеременно укладывает переднюю шкаторину спускаемого грота то на правую, то на левую сторону гика. Парус не просто ложится на гик аккуратно -- он уже почти готов к последующей постановке.


Элегантно стать на якорную стоянку

Порядок, невозмутимость и точная последовательность действий, или Как без напряжения управлять яхтой в гавани

Все, что после уборки парусов хоть как-то может помешать, следует убрать с палубы и из кокпита. Фалы и шкоты должны быть собраны, кранцы подготовлены, и отпорный крюк должен находиться в пределах досягаемости. Порядок -- это первое условие удачного выполнение маневра.

Второе условие, как и при маневрах под парусом, -- предварительно четко обговорить все действия. Анатомия процесса швартовки должна быть понятна каждому на борту. Тогда, например, матрос в носовой части будет не просто точно знать, когда и почему он выполняет те или иные действия, но и сможет правильно отреагировать, если что-то пойдет не так.

На море в большинстве случаев в распоряжении рулевого находится достаточно времени и пространства, чтобы повторить неудачный маневр. В гавани же при подготовке маневров должны обсуждаться альтернативы: что нужно делать, если маневр не идет согласно плану.

Следует помнить, что никогда не стоит «исправлять» ошибку руками и ногами (например, пытаясь погасить инерцию наваливающейся на причал яхты или хватаясь за ускользающие снасти). Царапину на борту всегда можно заделать, а травма вынудит отказаться от продолжения плавания.


Похвала медлительности

Сначала нужно спокойно обследовать гавань, определить, где имеются свободные места для стоянки, есть ли другие возможности поставить яхту (причал бункеровщика, оконечность бона), насколько сильны ветер и течение, от какого направления они идут. Совсем не стыдно при неясном положении дел сначала ошвартовать яхту у свободной причальной сваи (пала) и спокойно обсудить дальнейший образ действий.


Размещение на стоянке в боксе

Оба носовых и кормовые швартова заранее нужно провести под леерами и релингами и по возможности через клюз. Подготовить минимум один длинный конец в качестве заводного. Кранцы разместить на палубе, чтобы они не зацепились за швартовный пал, поскольку это неизбежно испортит процесс швартовки.

Яхта не стоянке

Чтобы малый экипаж смог провести все необходимые действия без спешки, возможна промежуточная остановка на наветренном кормовом пале. Для этого очко кормового швартова накидывается на пал так, чтобы свободная длина конца составила примерно одну четверть длины судна. Тогда он может использоваться как шпринг, амортизируя инерцию лодки. Дозируя газ и работая рулем, шкипер контролирует яхту, заводя ее в бокс. Этот конец -- самый важный во всем маневре.

Теперь яхта может осторожно приводиться к подветренному палу, второй конец также готовится для использования в качестве заводного. Баковый матрос работает на них согласованно с рулевым - концы действуют, как повода у лошади. Можно также завести два длинных (!) конца в кокпит и заложить несколько их витков на лебедки.

Теперь рулевой дает ход вперед, в то время как баковый матрос работает на заводных концах - до тех пор, пока яхта не встанет в боксе нормально и рулевой не заведет кормовые швартовы. Еще при движении яхты баковый матрос выпрыгивает на берег и заводит носовые концы. Чтобы все прошло удачно, следует заранее договориться о командах и знаках.

Если необходима короткая остановка у пала, ее можно без проблем осуществить при помощи конца, заведенного серьгой. Ее нужно просто накинуть на пал. Разумеется, положение яхты при этом строго зафиксировать не удастся.

Ну а если нужно зайти в бокс без промежуточной остановки или при чрезмерной ширине бокса, то вся нагрузка ляжет на наветренные швартовы. При этом очко кормового швартова лежит на палубе вблизи миделя и накидывается матросом на пал в момент его прохождения. После прохода кормового пала баковый матрос готовит кранцы, в то время как рулевой регулирует слабину кормового швартова. Тогда баковый передает носовой конец на берег или сам перелезает с ним на бон. Яхта останавливается и раскрепляется на швартовах. Все другие концы подбираются и закрепляются - если надо, с помощью лебедок.


Подготовка своего бокса

Шпринги и прижимные швартовы (свободные от узлов!) чрезвычайно облегчают стояние на швартовах. С наветренной стороны баковый матрос отдает и настраивает прижимной конец - теперь носовая часть яхты больше не может ходить под действием ветра. Еще лучше применять заранее отмеренные короткие концы, которые достаточно лишь набросить на утки.

Уже находящийся на боне конец с очком или коушем посередине едва ли может быть удачно использован в качестве шпринга или удобной помощи при швартовке. Этот конец должен быть доступен для бакового матроса в тот момент, когда яхта проходит между палами, но едва ли матрос гостевой яхты, занимавшей бокс перед вами, при уходе вернул этот конец в нужное положение.


Правильный подход к причалу

При навальном бризе подход не составляет никакой проблемы. Яхту подводят ко входу в бокс (или ставят параллельно причалу), остальную работу выполняет ветер. Но если на борту только один или два баковых матроса, борт должен быть хорошо прикрыт кранцами. Кроме того, дополнительно еще один мощный кранец должен быть наготове, так как яхта никогда не будет двигаться строго параллельно бону или соседнему судну.

При ветре, дующем вдоль причала, яхту всегда подводят к месту стоянки против ветра. Если есть возможность, лучше всего работать с длинным заводным концом.

При отжимном ветре яхту подводят кормой к боксу (поскольку с кормы удобнее прыгать на бон, а кроме того, именно в этом положении яхта очень стабильно стоит против ветра). Баковый матрос может легко сойти на берег.

Если на соседней яхте кранцы уже вывешены, собственные пока оставьте на палубе, чтобы они не смогли перепутаться. Маленьким экипажам желательно избегать любых возможных предпосылок к происшествиям и постоянно сохранять контроль над судном и его снастями.

Он управляет яхтой, она работает на палубе - классический вариант для семейной пары.

Инструктор ведущей в Германии яхтенной школы Немецкого морского спортивного союза HANSA (DHH) Дитер Коппенхаген выступает за обмен ролями.

Мы приводим выдержки из интервью:

Герр Коппенхаген, вы преподаете яхтсменкам искусство управления яхтой. Скажите, какой тип женщин чаще всего приходит на ваши занятия?

Д.К.: Большинство их приходит потому - я осознанно несколько заостряю вопрос, - что боятся ходить под парусом со своим мужчиной. Он самый главный, он замечательно управляет яхтой, но он не показывает своей жене, как это делается.

Как вы относитесь к классическому распределению ролей при маневрах в гавани: он - на руле, она - на палубе?

Д.К.: Если мужчина не справится с управлением, могут возникнуть серьезные проблемы. Его жене придется руками одерживать яхту или работать с тяжелыми швартовами, хотя по физическим кондициям она подходит для этого меньше, чем он. Поэтому распределение ролей должно быть прямо противоположным. Такой обмен ролями можно очень легко натренировать. Трех учебных дней хватает на изучение маневров и отработку всей программы. Когда ученицы понимают, что способны делать с яхтой все, что нужно, «ага-эффект» наступает очень быстро.

Чему вы обучаете дам в первую очередь?

Д.К.: Обычно у представительниц слабого пола большие трудности с пониманием принципа движения яхты. Они бывают, например, слишком нерешительны, когда надо сильно дать газу. Им трудно понять, что яхтами управляют не только рули, но и винты.

Как обычно проходят тренировки?

Д.К.: Утром - короткий погодный брифинг, во время которого обсуждается, что можно повредить и что необходимо делать по соображениям безопасности. Затем интенсивно изучается матчасть. После чего среди учениц идет распределение ролей: механиков, навигаторов, шкиперов, матросов. Через полдня функции и роли меняются.

Следует ли сначала вызубрить теорию?

Д.К.: Есть несколько принципов обучения. Прежде чем что-то сделать, ученики должны подумать, что происходит, и соответствующим образом тщательно спланировать маневр. Для этого требуется время. Лучше в спокойствии сделать несколько лишних кругов по гавани, чем напрямик бросаться к месту стоянки.

Кроме того, каждый маневр должен быть спланирован таким образом, чтобы его можно было провести без чужой помощи. Все маневры всегда выполняются только вдвоем. Рулевая, например, при подходе работает с заводным концом, при отходе -- с кормовым. Второй матрос выходит с концами на бон. Мы успешно использовали эту схему на яхтах длиной вплоть до 50 футов.

У женщины должно автоматически откладываться в подсознании то, что она в состоянии свободно - без нервов и без проблем -- в любое время войти и выйти из гавани. Кроме того, я советую, чтобы оба члена пары осмотрели возможные места стоянки и обсудили необходимые маневры. Правда, это обсуждение не должно быть слишком громким и темпераментным.

Бывает, что кто-то из пары оказывается за бортом. Как в этой ситуации должен вести себя оставшийся на борту?

Д.К.: Прежде всего, надо сделать все, чтобы в самое короткое время помочь упавшему вернуться на борт. Для маленького экипажа обычные рекомендации подходят плохо. Мы предлагаем такую схему действий: за борт выбрасывается спасательная вешка (буек), нажимается кнопка GPS (фиксируются координаты), запускается двигатель и убираются паруса. Если эти действия выполнить быстро, то яхта еще не успеет отойти дальше, чем на 4-5 длин аварийного конца на буе, и все еще будет находиться в пределах видимости упавшего за борт. Теперь яхта должна направиться непосредственно к нему. Самая большая трудность - поднять на борт упавшего в отсутствии помощников. Хорошо зарекомендовала себя методика подъема упавшего за борт на фале, заведенном на электрическую лебедку. Нужно просто однажды это изучить.

Что из технических вспомогательных средств (таких, как носовое подруливающее устройство) вы считаете важным?

Д.К.: Много чего. Но это как раз только вспомогательные средства. Нужно уметь справляться с яхтой и без них. Совершенно нормально использовать подрульку в самом тесном углу гавани. Однако с моей точки зрения, неприемлемо, если рулевой не может обойтись без нее там, где ее использование не обязательно.


Контакты

контакты парусной академии

Телефон: +7 (495) 946 83 30             

E-mail: 5068330@gmail.com
info@yachtingacademy.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, подъезд 3, вход 4,  3 этаж, офис 312 А,B,C,D

Время работы:Понедельник-Пятница, 09:00 - 23:00

Офис в Яхт-клубе: Яхт-клуб "Орешка", МО, Мытищинский р-н, дер. Болтино, Ореховая ул.

Время работы:  Понедельник-Пятница индивидуальный график и по расписанию занятий; в выходные с 9:00 до 21:00


IYT Bareboat Skipper

Чартерный капитан: шкипер IYT Bareboat skipper морской крейсерской яхты

Match racing club tour

Match racing club tour

Рулевой парусной яхты

Рулевой

Moscow Sailing Academy

IYT Moscow Sailing Academy

Рулевой дневного плавания

Курс: яхтенный рулевой дневного плавания

Детская парусная школа

Детская парусная школа

Поиск по сайту:


Клуб Матчевых Гонок

Клуб матчевых гонок

Организация и проведение Корпоративных регат

Лучшая организация и проведение Корпоративных регат

Мы на Фейсбук


Партнер NEOCOM

Компания NeoCommunication - Партнер Парусной Академии

Принимаем к оплате

Принимаем к оплате



Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.com

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina