Парусная Академия, обучение яхтингу, лого

Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.com

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina


Швартовка

Как правильно и надежно пришвартовать яхту?

Волнение моря, сильные порывы ветра или приливы с отливами порой делают стоянку не такой спокойной. Но опытному моряку правильно закрепленные швартовы в таких условиях обеспечат комфортную стоянку у причала или в боксе.

Завести яхту прямиком в бокс и закрепить все швартовые концы - так выглядит обычная швартовка. Но если лодке предстоит длительная стоянка, экипажу следует отнестись к причаливанию внимательнее. Иначе зыбь, переменный ветер или неустойчивый уровень моря в какой-то момент добавят проблем. Уже не говоря о том, что кормовой швартов может, например, заблокировать швартовую веревку соседнего судна, если ее завести сверху на причальную сваю.

<>Заведение носового швартова на слип без особой необходимости, иногда он ограничивает комфорт стоянки судна в гавани со сложными погодными условиями - швартовый конец быстро перетирается. Если, причаливая, умело воспользоваться швартовыми концами, вы сможете не только уменьшить нагрузку на швартовые и устройства их крепления, но и быть уверенным в том, что при крепнущем ветре яхту не «поведет» и ее нос не столкнется с пирсом.

<>При швартовке яхты на причальной свае или пирсе особенно важна длина швартового конца. Чем длиннее веревка, тем она лучше «пружинит» и на нее меньше действует режим приливов и отливов, а также волнения. При постановке яхты в бокс иногда возникает необходимость в швартовом конце максимальной длины. Пришвартовывая яхту, потравливают шпринги, чтобы установить нужную длину продольных швартов.



Какие швартовы лучше?

Швартовый конец может быть сделан из разных материалов. Есть несколько вариантов: полиэстер, полиамид или полипропилен - наиболее употребительны синтетические волокна. Если бы речь шла только о растяжимости, лучшим решением был бы полиамид. К сожалению, при намокании веревки из этого материала значительно сокращается показатель ее максимально допустимой нагрузки. Если концы из полипропилена попадают в воду, они не впитывают влагу, но быстро изнашиваются и чувствительны к механическим повреждениям. Полиэстер не очень эластичен, зато обладает самым большим показателем максимально допустимой нагрузки. Кроме того, полиэстер лучше защищен от механических повреждений и более долговечен. Поэтому он употребляется чаще всего, независимо от того, какова фактура веревки. Ограниченную растяжимость конца из полиэстера можно компенсировать швартовым амортизатором. Конечно же концы надо покупать только в яхтенных магазинах, где есть таблица номинальных и максимальных нагрузок на каждый трос.

При швартовке яхты в боксе кормовые концы выполняют сразу две задачи: удерживают лодку на безопасном расстоянии от причала и с обеих сторон фиксируют ее положение. Проще всего это сделать, когда кормовой швартовый конец образует угол в диапазоне между 30 и 55˚ по направлению к миделю яхты.

Однако боксы, в которых яхта размещается на стоянку, могут быть разной длины. Поэтому если напрямую соединять швартовым концом между собой кнехт и сваю, то не всегда можно достигнуть угла нужной величины. При наличии широкой кормы у большинства современных яхт он зачастую оказывается слишком большим, а боковая направляющая незначительной. В такой ситуации оптимально так называемое «перекрестное закладывание швартовых». Концы протягивают от сваи, находящейся по левому борту яхты до кнехта на правом борту и наоборот. Направление подачи швартовов имеет еще одно преимущество. Швартов становится длиннее примерно на ширину судна и лучше амортизирует нагрузку, возникающую из-за волнения. К тому же если швартовые веревки довольно длинные, их не нужно постоянно регулировать где это необходимо при приливах и отливах. В том случае, если яхта стоит лагом к пирсу и в этом случае – опитмально использовать перекрестную швартовку. Если яхта стоит в слишком коротком боксе, перекрещенные концы образуют настолько тупой угол, что необходимы дополнительные шпринги для удерживания носа яхты на безопасном расстоянии от причала. Тот, у кого нет дополнительных кнехтов на лодке, может закрепить шпринги на вант-путенсах или использовать крепление стаксель-штага.


Какие размеры должен иметь швартов?

Длина и диаметр швартовного конца зависят от размеров судна. Для круизной яхты длиной 10 м и водоизмещением 4-5 т достаточно толщины веревки 12-14 мм. На борту судна должны быть, по меньшей мере, шесть швартовых концов. В том числе - два кормовых. Их длина равняется протяженности корпуса судна. В носовой части яхты будет достаточно швартовых с длиной, в два раза больше, чем ширина лодки. Оба дополнительных швартовных конца служат маневренными или причальными швартовами. Если их длина будет в два раза больше, чем у самого судна, это можно только приветствовать. Конечно, для тех кто участвует в гонках всегда есть вопросы – выгружать или не выгружать швартовые на время гонок. По нашему опыту – три швартова точно должны быть на борту. Еще три – можно списать, но на стоянках – загружать обратно.

Два шлага - вполне достаточно для надежного закрепления на причальной свае. Однако длину конца, необходимого для швартовки, определяют, находясь на борту.

Носовой фалинь можно завести в перекрест. Его длина остается в пределах разумного.

Если швартовый конец устанавливается на слип через рым, лучше использовать защиту от перетирания швартова. Например, в виде отрезка резиновой трубки

Если необходимо закрепить швартовый конец на рыме на более длительное время, можно скрепить носовой фалинь скобой. Завязывание веревки в узел тоже предотвращает от чрезмерного перетирания.

Для безопасной стоянки яхты необходимо, чтобы носовые швартовы удерживали лодку со стороны борта в фиксированном положении. По корме такое положение не столь актуально, посколько столкновение кормовой части с причальной сваей маловероятно. В целях осторожности лодку можно дальше отодвинуть от причала, а потом подтянуть к причалу, чтобы затем войти на борт.

К причальной стенке яхта швартуется по-разному. Места закрепления швартового конца так же разнообразны. Используются швартовый пал, кнехт или рым. Нередко носовые фалини заводят на слип вдвое. Это облегчает отчаливание яхты, поскольку швартов можно потравить на практически любую длину. Однако такой вариант постановки яхты на швартовку не слишком подходит для длительной стоянки. В этом случае веревка достаточно плотная, сдвоенная и поэтому слаборастяжимая. Продетые швартовые амортизаторы здесь оказываются практически бесполезными. Благодаря разнице в силе растяжения швартова перед местом перегиба и за ним веревка испытывает большую нагрузку и быстрее изнашивается. Во время причаливания яхты иногда подают на берег очень длинный швартов, если есть такая возможность. Но необходимо закреплять основную часть швартова на причале, а излишек веревки выбрать обратно, на борт лодки.


Что делать с излишком швартова?

Декоративные «улитки» на носу яхты нередко вызывают восторг и повышенное любопытство у детей. И все-же наш совет -свернуть оставшуюся часть швартова в бухту и повесить ее на леерное ограждение. Так излишек веревки быстрее высохнет и не будет накапливать грязь. «Улитки» особенно нежелательны для деревянного покрытия палубы. После дождя в них скапливается вода -- идеальная среда для водорослей и грибов, из-за чего на деревянной поверхности палубы яхты очень быстро появляются некрасивые отпечатки.


Умение находить компромиссы.

Швартовые концы современного производства очень надежны. Но при непосредственном соприкосновении с острыми углами металлических деталей крепления или шероховатой поверхностью причальных стенок и они недолговечны. Иногда одной ночи, проведенной в неспокойной гавани, достаточно, чтобы новенький швартовный конец пришел в полную негодность. Но случается и кое-что похуже.

Швартов может перетереться в отсутствие членов экипажа. И тогда лодка при сильном ветре отойдет сама от причала и начнет дрейфовать, хотя обычно она наваливает на другую яхту или может разбить себе корму. Бывали случаи, что в корме образовывалась дыра размером в футбольный мяч на яхтах со скошенной кормой. Типичные проблемные места - все точки сильных сгибов с достаточно острой поверхностью соприкосновения. В этом случае уже небольшой отрез резиновой трубки мог бы многократно увеличить продолжительность эксплуатации швартова. Принайтованный с помощью короткого бензеля или прошитый через веревку. Правда, многие отрезы шлангов со временем становятся клейкими.


Как распределяется нагрузка на швартовы?

Носовой и кормовой шпринги препятствуют смещению яхты с ее фиксированного положения вдоль места стоянки. Поэтому углы растяжения швартова должны проходить как можно горизонтальнее от носового и кормового кнехтов к центру места стоянки яхты. Носовой и кормовой фалини обеспечивают только нахождение яхты от пирса на безопасной дистанции, параллельно ему. При волнении возникает необходимость увеличивать длину швартовых концов. С этой целью можно использовать для заведения швартовых корму яхты, противоположную пирсу.


Практика: как завести швартов на кнехт?

Если швартовый конец задать на утку с полным оборотом на 180˚,  он подвергнется трению. При этом зафиксированная часть швартова должна быть проведена в сторону от утки, иначе она очень сильно зажмет свободную часть веревки

После первого шлага свободную часть швартовой веревки нужно положить восьмеркой вокруг рогов крепежной утки. Так конец швартова в любом случае останется. И дополнительный шлаг не поместится на утке или окажется зажатым - потравить веревку будет уже трудно

Следует накладывать восьмерки вокруг рогов крепежной утки крест-накрест, так чтобы все восьмерки находились бы параллельно друг другу

обучение яхтингу, швартовка

Шлаг (или полный оборот), восьмерка, дополнительный шлаг.

Эти три понятия должны стать руководящими для каждого, кто совершает морские переходы на яхте. Ведь яхтсмену зачастую приходится брать в руки швартовы при затруднительных маневрах при заходе в гавань. На большинстве лодок имеются крепежные утки, и нужно знать, как правильно и быстро завести на нее швартовы.

При заведении швартова на кнехт восьмерками удлиняется участок швартовой веревки, на который может воздействовать трение. Необходимо накладывать одну-две пары восьмерок. Верхний шлаг должен служить для фиксирования положения предыдущих восьмерок.

Если заводить швартовый конец на берег - например, при приливе или отливе, - достаточно закрепить его на борту судна огоном - либо сплетенным, либо сделанным беседочным узлом. Огон можно просто завести на утку. Если есть опасение, что он оттуда соскользнет, его просовывают между обеих ножек.


Вариант «одной руки»

Иногда при швартовке приходится действовать очень быстро, а оказывается свободной только одна рука. Тогда вариант закладки верхнего шлага веревки не очень подходит. Здесь придется положить несколько шлагов и затем сильно потянуть за конец швартова. Веревка будет сильно зажата. Потом в спокойной обстановке его можно отдать на заданную длину.


Как защитить от вытравливания.

При стоянке яхты в очень длинном боксе есть опасность, что швартовы на корме окажутся слишком короткими. Свободно заданные на утку, они могут начать вытравливаться. В этом случае шкипер может воспользоваться только одной веревкой. При использовании швартова на крепежных утках с двумя ножками узел-восьмерка предотвращает от потери веревки. Если пользоваться кнехтами других типов, можно использовать накинутый огон.

Статья создана
по материалам журнала

"Yacht Russia"


Контакты

контакты парусной академии

Телефон: +7 (495) 946 83 30             

E-mail: 5068330@gmail.com
info@yachtingacademy.ru

Центральный офис: Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, подъезд 3, вход 4,  3 этаж, офис 312 А,B,C,D

Время работы:Понедельник-Пятница, 09:00 - 23:00

Офис в Яхт-клубе: Яхт-клуб "Орешка", МО, Мытищинский р-н, дер. Болтино, Ореховая ул.

Время работы:  Понедельник-Пятница индивидуальный график и по расписанию занятий; в выходные с 9:00 до 21:00


IYT Bareboat Skipper

Чартерный капитан: шкипер IYT Bareboat skipper морской крейсерской яхты

Match racing club tour

Match racing club tour

Рулевой парусной яхты

Рулевой

Moscow Sailing Academy

IYT Moscow Sailing Academy

Рулевой дневного плавания

Курс: яхтенный рулевой дневного плавания

Детская парусная школа

Детская парусная школа

Поиск по сайту:


Клуб Матчевых Гонок

Клуб матчевых гонок

Организация и проведение Корпоративных регат

Лучшая организация и проведение Корпоративных регат

Мы на Фейсбук


Партнер NEOCOM

Компания NeoCommunication - Партнер Парусной Академии

Принимаем к оплате

Принимаем к оплате



Учебный центр «Парусная Академия»

CALL-центр: +7 (495) 946-8330
e-mail: info@yachtingacademy.ru | 5068330@gmail.com

Центральный офис: Москва, Кутузовский пр. д 36, стр 3, вход 4, этаж 3, офис 312
Яхт-клуб «Орешка»: Московская область, деревня Болтино, Ореховая улица
Зарубежная морская база: Турция, Мармарис, Marmaris Yacht Marina